10 лучших бразильских фильмов, о которых мало кто знает

10 лучших бразильских фильмов, о которых мало кто знает

В этой статье мы рассмотрим 10 лучших бразильских фильмов, которые не получили должного внимания, но заслуживают, чтобы их посмотреть.

Как и многие важные фильмографии «глобального юга», бразильское кино мало распространено в России, что может сделать перспективу знакомства с ним еще более пугающей. Иногда на фестивале появляется артхаусный хит, такой как “Бакурау» Клебера Мендонсы Фильо и Хулиано Дорнеллеса, или реставрация классики Антонио Карлоса да Фонтуры «Дьявольская королева» (1974), и люди бурно реагируют на это.

«Где был этот замечательный фильм раньше?” Конечно, еще в 1960-х и 70-х годах международные критики очень интересовались Cinema Novo, политически ориентированной бразильской версией «новой волны», но не многим другим.

В Бразилии существует богатая традиция кинематографа, которая простирается от музыкальных комедий (известных как «чанчадас») до криминальных фильмов, а также авторского кино, которое часто стирает грань между экспериментальным и популярным. Тропикализм уже давно популярен среди мировых меломанов, но мало кто из иностранцев знает, что это движение распространилось и на другие виды искусства, включая кино (особенно те, которые связаны с Cinema Marginal, экспериментальной, более киношной реакцией на Cinema Novo.

Самый богатый период бразильского кино, вероятно, парадоксальным образом пришелся на период военной диктатуры 1964-1985 годов, отчасти потому, что этот период вдохновлял кинематографистов, отчасти потому, что индустрия была наиболее хорошо финансируемой и коммерчески успешной. Производство было почти остановлено примерно в 1990 году, когда неолиберальное правительство прекратило финансирование, и в этом столетии ситуация медленно набирала обороты, пока не взорвалась благодаря цифровому кино, которое предложило некоторым стареющим мастерам и множеству возможностей для новых голосов.

Один из ключевых источников, который помог отыскать скрытые жемчужины бразильского кино, — это архивы кинокритиков на сайте «КиноПоиск».

10. Предел (1931)

10 лучших бразильских фильмов, о которых мало кто знает

  • Режиссер: Марио Пейшоту

23-летний Марио Пейшоту был очарован европейским авангардом, когда снял этот экспериментальный поздний немой фильм о трех людях, дрейфующих по морю. С тех пор «Предел» преследует бразильских киноманов, регулярно возглавляя или почти возглавляя списки лучших фильмов, в то время как его режиссеру так и не удалось завершить ни одного до своей смерти в 1992 году, напоминая о трудностях создания фильмов в такой стране, как Бразилия.

Это потрясающий, красивый фильм с завораживающим монтажом и поэтичной черно-белой кинематографией; его логика остается ближе к музыке, чем к кино. Действительно, несмотря на то, что в нем почти нет интертитров, он сохраняет постоянную динамику, поскольку идея побега преследует действие. Большинство считает, что перед его соблазнительной природой невозможно устоять, в то время как некоторые находят ее сбивающей с толку, но это естественная отправная точка бразильского кино.

9. Рио, северный округ (1957)

  • Режиссер: Нельсон Перейра душ Сантуш

Композитор самбы проходит через множество унижений, сталкиваясь с эксплуататорской музыкальной индустрией. В конце концов ему удается поймать популярную певицу Анжелу Марию и показать ей свою новую песню. В середине фильма она присоединяется к нему, и выражение его радости, вероятно, самый красивый момент в любом бразильском фильме.

Не пропустите:  Самые страшные черно-белые фильмы ужасов

Композитора сыграл Гранде Отело, популярный комик, певец и мастер на все руки от искусства Рио-де-Жанейро, и фильм воспринимается как дань уважения его сильным сторонам как исполнителя в той же степени, что и композиторам, которыми он был вдохновлен.

Это был второй полнометражный фильм Нельсона Перейры душ Сантуша, пионера Cinema Novo и человека с большим даром запечатлевать повседневную жизнь Рио. Обычно он никогда не использовал два кадра, когда можно было сделать один, что делает моменты расцвета еще более яркими.

Совет

  1. Если вы в поиске вдохновения для новых приключений, то обязательно загляните в нашу подборку — 24 документальных фильма о путешествиях, которые вы должны посмотреть
  2. Жаждете немного интриги и страсти на экране? В нашей коллекции вы найдете потрясающие киноленты, которые увлекут вас в сексуально заряженные истории с захватывающим сюжетом и глубокими персонажами — 18 лучших сексуальных фильмов 2024 года
  3. От потрясающих биографических драм до захватывающих кинопортретов легендарных личностей — эти фильмы точно стоит посмотреть, чтобы погрузиться в историю и жизнь их главных героев — 10 самых кассовых биографических фильмов всех времен

8. Бог и дьявол на земле солнца (1964)

Бог и дьявол на земле солнца (1964)

  • Режиссер: Глаубер Роша

Кинорежиссер, критик и разносторонний агитатор Глаубер Роша был главной фигурой Cinema Novo и, на сегодняшний день, самым признанным критиками бразильским режиссером. «Бог и дьявол на земле солнца» был его вторым полнометражным фильмом и крупным прорывом. Это своего рода вестерн об эксплуатируемом мелком фермере, который остается главным последователем сначала чернокожего религиозного лидера, а затем белого регионального бандита — оба персонажа являются вымышленными версиями реальных фигур на северо–востоке Бразилии.

Великим творением фильма является наемный убийца Антонио дас Мортес, который работает на местных богачей и оба раза появляется, чтобы подавить восстание, чувствуя к нему сильное влечение. Роша похож на бразильца Джона Форда 1960-х годов, исследующего местные мифы и их противоречия. Он снял фильмы и получше («Земля в трансе», 1967; «Возраст Земли», 1980), но «Бог и дьявол на земле солнца» обладает уникальным чувством открытия.

7. Бандит Лус Вермельи (1968)

Бандит Лус Вермельи (1968)

  • Режиссер: Рожериу Сганзерла

Бразильский кинематограф долго питал страсть к криминальным сюжетам, зачастую черпая вдохновение из заголовков газет. Нет ничего более волнующего, чем картины, возникшие на почве серии сенсационных ограблений в Сан-Паулу. Рожериу Сганзерла, критик, перешедший на режиссерский путь, описал свою работу как «вестерн для третьего мира». Его фильм затрагивает вопросы развития, сопротивления и творчества.

В какой-то мере его концепции параллельны идеям Роши, однако его взгляды могут быть более разнообразными и популистскими. Подобно музыкальному движению «Тропикализм», его творчество демонстрирует сильное влияние концепции антропофагии, предложенной поэтом-модернистом Освалдом де Андраде. Это способ, позволяющий художнику «третьего мира» усваивать северные влияния и использовать их в своих политических и художественных целях.

Результатом стал отчаянный, временами юморной фильм, в котором переплетаются реальное преступление, насмешки над Годаром, влияние Уэллса (пребывание которого в Бразилии для проекта «Все это правда» стало одной из ключевых тем для Сганзерлы), популистские газеты и летающие тарелки.

6. Последний из рода людского (1971)

  • Режиссер: Жозе Можика Мариншс
Не пропустите:  10 фильмов, основанных на мифологии и легендах

В мире кинематографа Роша и Сганзерла нашли общий язык, согласившись в одном: Жозе Можика Маринш, создатель персонажа «Гроб Джо» и ужастиков, является настоящим мастером бразильского кино. Маринш обладает необычным талантом к созданию абсурдных образов и изобретательностью при ограниченных ресурсах.

Его фильмы, хоть и были популярны, но часто вызывали недоумение финансистов из-за своей эксцентричности. В то время как Маринс не стремился к прогрессивным идеям, он всегда оставался художником-анархистом в эпоху диктатуры.

«Последний из рода людского» — это не просто хоррор. Лучше всего его можно охарактеризовать как «что, если бы Чаплин снял адаптацию «Незнакомца в чужой стране»?» Маринш, поглощенный собственным эгоизмом, играет себя в роли нового мессии, возвращающегося на телевизионную пустошь поп-культуры.

5. Скорострельное оружие (1971)

Скорострельное оружие (1971)

  • Режиссер: Андреа Тоначчи

В Бразилии вестерны привыкли называть «бэнг-бэнг фильмами» за звук выстрела, и название фильма Андреа Тоначчи в полной мере соответствует этой тенденции («Bang Bang»). Это приключенческая история, заимствующая мотивы из других кинокартин. Она не так уж далека от американских фильмов новой волны, но здесь еще меньше сюжета (если его можно назвать таковым).

Главный герой попадает в странную семью преступников, и фантазия режиссера о преследовании превращается в комедию. В фильме множество узнаваемых образов: герой использует маску обезьяны из «Планеты обезьян» (1968), а сам Тоначчи перерабатывает сцену охоты на носорога из «Хатари!» Говарда Хоукса (1962), сопровождая ее музыкой Генри Манчини.

Здесь есть все: погони, перестрелки, музыка, словесные комические перепалки в духе Граучо Маркса. Тоначчи объединяет все это с отличной операторской работой и одними из лучших малобюджетных путешествий в мире кино.

4. Двадцать лет спустя (1984)

Двадцать лет спустя (1984)

  • Режиссер: Эдуарду Коутинью

В 1964 году Эдуарду Коутинью взялся за съемки фильма о реальном убийстве крестьянского лидера, где местные жители не только исполняли роли, но и часто действовали в качестве самих себя. Однако военный переворот помешал завершить проект, а многие главные участники пропали. В начале 1980-х годов Коутинью решил вернуться к отснятому материалу; он провел показы, что вызвало некоторую резкую самокритику в отношении границ благонамеренного левого кинопроизводства.

Он обнаружил, что Элизабет Тейшейра, вдова крестьянского лидера и его основная актриса, все еще жива, скрываясь от семьи. В ответ он начал документировать ее нынешнюю жизнь и ее попытки восстановить свою индивидуальность. Вышедший на экраны в конце диктатуры, фильм стал хроникой прерванных моментов, повествованием о провале кинематографа, а затем его триумфе в истории, став символом воздействия самой диктатуры.

3. Фальшивая блондинка (2007)

  • Режиссер: Карлос Рейшенбах

Лучшим фильмом, снятым во времена президентства Лулы – Луиса Инасиу Лула да Силва, занимавшего должность с 2003 по 2010 год, можно смело назвать фильмы об иллюзиях пролетарского воображения в новом столетии. «Фальшивая блондинка» (2007) повествует о привлекательной работнице фабрики, замешанной в романе с двумя богатыми мужчинами, которые демонстрируют ей, что ее остроумие ничто по сравнению с их способностью сводить ее к товару.  Фильм внимательно относится к ее мечтам, часто позволяя образам ослеплять ее, но при этом жестко указывая на ее место в мире эксплуатации.

Это мелодрама с богатым визуальным стилем, отличающаяся от политических фильмов последних десятилетий. Работа Карлоса Рейшенбаха играет сама за себя, хотя очевидно, что это творение киномана. В ней прослеживается дух итальянской драмы 1950-х и 60-х годов, способной вызвать волны эмоций.

Не пропустите:  ТОП-17 новые зарубежные сериалы 2024 года

Особенно впечатляющими являются сцены с женщинами, работающими на фабрике, и их досугом.

2. Малыш (2015)

  • Режиссер: Жулио Брессане

«Малыш» — это простой, но волнующий фильм о паре, бегущей от закона, основанный на рассказе «Бескорыстный убийца Билл Харриган» Хорхе Луиса Борхеса. В этой киноленте вы найдете все, что делает кино таким захватывающим: обаятельная пара, сыгранная местными звездами (Марджори Эстиано и Габриэль Леоне, недавно засветившиеся в фильме Майкла Манна «Феррари»). Они предстанут перед вами снова в роли несчастного водителя в «Феррари».

Здесь есть и убийство, и погоня, и захватывающие природные пейзажи. Фильм прост и в то же время невероятно привлекателен; трудно сказать, рождается ли загадка из реальных событий в стране или это создание воображения.

Жулио Брессане считается одним из величайших бразильских режиссеров наших дней. С конца 1960-х он создает захватывающие, чрезвычайно интимные работы. Его творчество приоткрывает ворота в мир киноформ. Он перешагнул через жанры, оставаясь верен идее кино как световой музыке.

1. Свет в тропиках (2020)

  • Режиссер: Паулина Гайтан

Одной из проблем, с которой мы сталкиваемся, когда выбираем фильмы в кинотеатрах, является то, что иногда мы находим себя среди таких кинолент, как «Свет в тропиках», которые трудно классифицировать. Это бразильский фильм, но он также охватывает всю американскую континентальную территорию, рассказывая о поездке в Америку как о стране, об опыте ее жизни и о ее выживании на протяжении пяти столетий колониализма и эксплуатации.

Паулина Гайтан рассматривает кинематограф как поток реки. Если «Малыш» — это эпопея в миниатюре, то «Свет в тропиках» превращается в монументальное произведение.

Его образы также величественны, как и продолжительность в 259 минут и локации, охватывающие всю территорию континента. Вместе с «Цветком» (2018) Мариано Льинаса это, пожалуй, самый амбициозный латиноамериканский фильм последнего десятилетия. И хотя Гайтан больше увлечена физической реальностью, чем вымышленными мирами, ее способ создания лабиринта не сильно отличается.

Какова главная черта бразильского кино?

Главная черта бразильского кино часто связывается с его уникальным способом передачи культурных, социальных и политических аспектов страны. Это кино часто отличается от голливудских стандартов и представляет разнообразные и многогранные истории, охватывающие широкий спектр тематик и проблем.

Эксперты и кинокритики часто выделяют в бразильском кино его аутентичность, способность затрагивать глубокие человеческие эмоции и представлять реалии жизни в стране. Кинематографическая академия Бразилии отмечает, что бразильское кино часто становится зеркалом общества, отражая его традиции, конфликты и стремления.

Писатели и организации, такие как Министерство культуры Бразилии и Национальный институт кинематографии, подчеркивают важность бразильского кино как средства культурного выражения и инструмента социальной изменчивости. Они отмечают, что бразильское кино часто выступает важным инструментом общественного диалога и формирования национальной идентичности.

Таким образом, главная черта бразильского кино заключается в его способности отразить разнообразие и сложность бразильского общества, представляя уникальные и глубокие истории, которые призывают зрителей к размышлениям и диалогу.

Александр Кузь

В детстве я был очарован кино. Когда я стал старше, моя любовь к кино только усилилась. Я хочу поделиться своей страстью с другими, рассказывая о наших любимых фильмах и сериалах. Еще хочу передать чувство восторга и удивления, которое я испытал, когда впервые открыл для себя кино и аниме.

Посмотреть все записи автора Александр Кузь →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *