Я почти не хотел смотреть «Счастливчик Гилмор 2», но оригинальный фильм 1996 года всегда был одним из моих любимых у Адама Сэндлера. Волна ностальгии накатила мгновенно: мне было 21, когда вышел первый «Счастливчик Гилмор», и мне хотелось понять, стареет ли Сэндлер так же быстро, как я. И, честно говоря, стареет — довольно заметно.
Работы Сэндлера изобилуют грубым юмором и сегодня воспринимаются как крайне неуместные.
Юмор прошлого и современность
Не хочу казаться ретроградом, но юмор 1990-х и начала 2000-х лучше оставлять там, где он был актуален. Сэндлер не боится быть неподходящим, особенно когда его герой насмехается над властью и эгоистами. И именно в этом смысле «Счастливчик Гилмор 2» оказывается любопытным: фильм внезапно экзистенциален.
По данным Netflix, картина набрала 46,7 миллиона просмотров за первые три дня и стала самым популярным англоязычным фильмом на платформе. Это впечатляющая цифра, но далеко не показатель качества фильма. Адам Сэндлер остается любимцем публики — его бренд приносит успех независимо от сценария.
Сэндлер демонстрировал диапазон: от романтической комедии «Певец на свадьбе» (1998) до криминальной драмы «Неогранённые алмазы» (2019). Его драматические роли, как в фильме о баскетболе «Прорваться в НБА» (2022), показывают глубину, редко встречающуюся в комедиях, которые он снимает. Однако «Счастливчик Гилмор 2» вряд ли попадёт в список лучших его работ.
Семья и новые «мини-Гилморы»
Сюжет сосредоточен на взрослом Гилморе, ставшем вдовцом, который воспитывает дочь (роль исполняет реальная дочь Сэндлера) и четверых хоккейных «мини-Гилморов», создавая хаотичный и забавный ансамбль. Сэндлер снова играет слегка грубого, но добросердечного героя, чья цель — защитить близких.
Сцены насилия, стереотипный юмор и сомнительные шутки вызывают лёгкое чувство стыда за героя и зрителя одновременно. Но именно это делает фильм интересным с точки зрения культурного анализа: он отражает, как меняется восприятие юмора за почти 30 лет.
Гилмор остаётся символом маскулинности поколения X — мужчины, которые росли на образах Джона Уэйна и Фрэнка Синатры. В 1990-х американские фильмы ещё ценили мужественность, но Сэндлер предложил поколению «худи и ленивых» героев, которые не боятся драться, но не всегда молчаливы и суровы.
Фильм примечателен и тем, что напоминает о потерях: многие актёры оригинала уже ушли из жизни, включая ведущих телешоу вроде Боба Баркера. «Счастливчик Гилмор 2» напоминает о том, что взросление неизбежно и сопряжено с прощанием с людьми, которых мы любим.
Ностальгия как ключевой элемент
Ностальгия здесь — не просто маркетинговый ход. Она про личные воспоминания о первых влюблённостях, семейных поездках и беззаботных днях молодости. Netflix умно использовал этот эффект, ведь Сэндлер и платформа сотрудничают с 2014 года по контракту стоимостью $250 миллионов, который многократно продлевался и приносит стабильный доход обеим сторонам.
Критики снисходительно относятся к фильму, но несправедливо требовать от него чего-то больше, чем простого развлечения. В ретроспективе работы Сэндлера лучше воспринимать как часть культурного опыта, чем как произведение высокой кинематографии.
«Счастливчик Гилмор 2» — это не шедевр, но фильм, который нужно смотреть ради ностальгии, культурного контекста и редких моментов искренней драмы. Гилмор и Сэндлер остаются любимцами публики, потому что умеют быть «своими» на экране, несмотря на все свои недостатки.