День Хоббита — это дата, связанная с днями рождения Бильбо и Фродо Бэггинсов (22 сентября), и именно она напомнила о том, насколько персонажи “Властелина Колец” исчезли из видеоигр последних лет. С 2020 по 2025 год не вышло ни одной крупной ролевой игры по Средиземью с полноценной кастомизацией и системой персонажей, сравнимой с классикой. Именно поэтому мы вновь возвращаемся к модификации The Last Days of the Third Age для старой, но любимой игры Mount & Blade: Warband (2008).
Этот фанатский проект появился ещё в 2007 году, а его финальная версия была обновлена в 2018 году — и за всё это время он не просто не устарел, но и сохранил то, чего нет во многих современных ААА-играх: внимание к характерам и ролям персонажей.
Старый движок, но живая атмосфера
Mount & Blade: Warband визуально давно устарел — текстуры низкого разрешения, простые анимации, минимальный интерфейс. Однако, как только вы попадаете в Рохан, Мордора или Изенгард, это перестаёт иметь значение. Разработчики мода невероятно точно передали доспехи, оружие и структуру армий. Например, воины Рохана вооружены длинными копьями и луками, как и в книгах, а урук-хаи Изенгарда используют массивные изогнутые мачете, известные по фильму Питера Джексона 2001 года.
Грингутц
В центре моего прохождения оказался урук-хай по имени Грингутц — персонаж, которого нет ни в книгах, ни в фильмах. И именно он стал примером того, как фанатский проект может создавать запоминающихся героев. Грингутц не благородный воин, не герой. Он — боец на службе у Сарумана, у которого нет даже лошади, потому что урук-хаи плохо ездят на варгах.
С точки зрения общества Средиземья он — позор: грязный, уродливый, низкого происхождения. Он не вписывается в героические эпосы о Фродо и Арагорне. Но именно такие персонажи позволяют взглянуть на Властелина Колец с другой стороны. Они — не герои, а статисты, которых редко замечают, и именно этим интересны.
Игровая механика и структура персонажей
Мод строится на классической формуле Mount & Blade: вы набираете отряд, тренируете его, снабжаете провиантом и участвуете в сражениях. Но здесь важна не экономика, а репутация — именно она служит валютой, с помощью которой оплачивается содержание войск и покупается снаряжение.
В отличие от основной игры, каждая армия в моде привязана к конкретной фракции: Мордору, Изенгарду, Рохану и т. д. Например, в 2023 году фанаты подсчитали, что в версии мода 3.5 насчитывается 19 фракций и более 400 уникальных отрядов. Это не просто цифры — это реальная глубина мира.
Несмотря на всё очарование, мод не идеален. Баланс между кавалерией Рохана и пехотой Изенгарда оставляет желать лучшего. Конница с луками зачастую почти неуязвима. Грингутцу часто приходилось гоняться за всадниками, которые стреляли и убегали, зная, что урук-хай не могут догнать их на варгах.
Также заметны проблемы с механикой ранений: в среднем 65–70 % бойцов погибают, а не получают ранения, что делает кампанию особенно жёсткой.
Миссии и тролли
Отдельная тема — охота на троллей. Эти существа появляются случайно на карте и могут убежать, если заметят другую армию. Потерять тролля — значит потерять награду и репутацию. Это делает такие задания лотереей, а не стратегическим испытанием.
Главный урок, который даёт The Last Days of the Third Age — это то, что мир Средиземья интересен не только благодаря Фродо или Арагорну, а благодаря десяткам “маленьких” персонажей, будь то Грингутц, безымянный лучник Рохана или командир из Мордора.
Современные игры по Властелину Колец (например, The Lord of the Rings: Gollum 2023 года) провалились именно потому, что не смогли создать живых и правдоподобных героев. Игра Daedalic получила средний балл 34/100 на Metacritic, а продажи оказались настолько низкими, что студия объявила о реструктуризации.